«ШКОЛА, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ»

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Не существует единого определения здоровья. Однако здоровье можно охарактеризовать как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Образ и условия жизни являются двумя важными факторами, влияющими на здоровье. Образ жизни включает в себя поведенческие привычки (пищевые привычки, физическая активность, употребление психоактивных веществ, сексуальное поведение). Люди, как правило, сами выбирают свой образ жизни. Условия жизни определяются окружающей средой и обществом, в котором люди живут и работают. Условия жизни изменить трудно, но можно попытаться улучшить. Образ жизни и условия жизни взаимосвязаны. Взаимодействие людей с окружающей их средой влияет на здоровье. Состояние здоровья зависит от личного поведения, качества социальных отношений, окружающей среды и условий жизни.

       Такие учреждения образования как школа  должны содействовать укреплению здоровья учащихся, способствовать формированию установок и мотивации на сохранение здоровья. Что значит содействие укреплению здоровья в условиях школы?

        Содействие укреплению здоровья в условиях школы - это «любая деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья всего школьного сообщества»,это все действия по созданию здоровой школьной среды, школьной стратегии и учебного плана.

        Школа, содействующая укреплению здоровья,  имеет общешкольный подход к здоровью, стремится к здоровью и благополучию всех участников образовательного процесса с помощью системного и комплексного подхода и имеет школьный план или стратегию. Она ориентирована на конкретные действия; школьное сообщество, включающее учеников, преподавателей, не преподавательский состав и родителей, принимает активное участие в процессе принятия решений и осуществления деятельности. Она также направлена на наращивание потенциала по развитию знаний, навыков и заинтересованности всех членов школьного сообщества в укреплении здоровья, формированию установок и мотивации на сохранение здоровья.

      Здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.

В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.

Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:

  • несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
  • перегрузка учебных программ;
  • ухудшение экологической обстановки;
  • недостаточное или несбалансированное питание;
  • стрессовые воздействия;
  • распространение нездоровых привычек.

       Необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности. Необходимо включить наряду с педагогической - медико-профилактическую деятельность. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы установки и мотивация на сохранение здоровья и позитивное отношение к здоровому образу жизни.

      Почему это так актуально? Образование и здоровье тесно связано:

  • у здоровых детей выше вероятность того, что они будут более успешно учиться и чаще посещать школу;
  • у детей, посещающих школу, больше возможностей иметь хорошее здоровье;
  • обучающиеся, которые любят свою школу и привязаны к школе и значимым взрослым, реже практикуют поведение высокой степени риска и чаще добиваются успехов в образовании;
  • образование играет важную роль в экономическом благополучии и качестве здоровья на более поздних этапах жизни;
  • содействие здоровью школьного персонала может способствовать большему удовлетворению от работы и сокращению количества прогулов;
  • активное содействие здоровью сотрудников школы будет способствовать тому, что они станут образцами для подражания в школе.

Таким образом, содействие укреплению здоровья в условиях школы может способствовать достижению образовательных, социальных и кадровых целей, а также оказывать влияние на здоровье всего школьного сообщества.

         Что же необходимо для того, чтобы эффективно велась работа в этом направлении? Для этого необходимо ряд факторов:

  • чувство причастности и вовлеченности со стороны учащихся, сотрудников школы и родителей к жизни школы;
  • общешкольный подход к здоровью;
  • социальная среда, способствующая открытым и честным отношениям в школьном сообществе;
  • климат, создающий предпосылки для хороших социальных отношений между учащимися и высокой академической успеваемости;
  • использование разнообразных видов и стратегий обучения, приводящих к различным стилям обучения, предоставляющим ту же самую информацию через различные каналы (например, учебные программы, внеурочная деятельность, внешкольные мероприятия);
  • изучение вопросов здоровья в контексте жизни сообщества учащихся;
  • на достижение конкретных результатов отведение 3-4 лет после становления школы, как школы, содействующей укреплению здоровья  и применение эффективных профилактических мероприятий.

 

         Целесообразно применять общешкольный подход к укреплению здоровья. Общешкольный подход - это систематический подход, ориентированный на конкретные действия и вовлекающий все школьное сообщество, для достижения позитивных результатов в сферах здоровья и образования.

Общешкольный подход к содействию укрепления  здоровья можно разделить на следующие шесть компонентов:

  • Стратегия школы в отношении сохранения и укрепления здоровья - четко отражена в официальных документах школы или прослеживаться в практической деятельности, способствующей сохранению и укреплению здоровья и благополучия. Стратегия является частью школьного плана.
  • Школьное окружающая среда включает состояние школьных зданий, площадок и школьного двора.
  • Школьная социальная среда - определяется качеством взаимоотношений школьных работников и учащихся, как между собой, так и друг с другом. На атмосферу в школе влияют также взаимоотношения с родителями и местными жителями.
  • Обучение навыкам и умениям в отношении здоровья (ЗОЖ)

при помощи учебных программ или мероприятий учащиеся приобретают знания и овладевают навыками, позволяющими учащимся приобретать умения, формировать установку и мотивацию на сохранение здоровья,  делать выбор в пользу ЗОЖ и благополучия, а также повышать академическую успеваемость.

  • Связи с общественностью - это взаимоотношения между школой и семьями учащихся, а также школами и общественными объединениями, отдельными лицами. Консультирование и сотрудничество с заинтересованными лицами повышает эффективность работы школы, оказывает поддержку учащимся и школьным работникам в их деятельности.
  • Службы здравоохранения, ответственные за сохранение и укрепление здоровья учащихся путем предоставления лечебно-профилактических услуг и сопровождение школьников (включая детей с особыми потребностями).

Шесть компонентов способствуют одновременно как улучшению здоровья, так и повышению уровня благополучия, они усиливают друг друга и будут содействовать большей эффективности действий в сохранении и укреплении здоровья.

        Школа содействующая укреплению здоровья окажет положительное влияние на здоровье и уровень образования учащихся, на функционирование и имидж школы.

       Проект «Школа – территория здоровья» реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» и предполагает создание единого профилактического пространства (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). В учреждении образования проект будет реализован посредством совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. 

       Цель проекта: Формирование у учащихся установок и мотивации на сохранение и укрепление  здоровья, безопасности жизнидеятельности.

      Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья;
  2. Разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования через применение здоровьесберегающих технологий, оптимальную организацию режима работы школы, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни;
  3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья;
  4. Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий;
  5. Организация рационального питания;
  6. Развитие материально-технической базы с целью формирования  установок  в сфере здорового образа жизни у учащихся.

 

2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

 

1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:

  • обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
  • обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
  • нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск путей преодоления;
  • организация рациональной системы питания учащихся;
  • обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
  • создание банка данных по заболеваемости обучающихся;
  • анализ эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.

2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями:

  • изучение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий, проведение семинаров, конференций;
  • организация родительского всеобуча;
  • проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.

3. Учебно-воспитательная работа:

  • использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
  • разработка валеологической тематики классных часов;
  • организация работы спорт8ивных секций;
  • организация работы факультативов по ЗОЖ .

4. Создание здорового воспитательного пространства:

  • осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении;
  • диагностика психологического климата в классном коллективе;
  • профилактика социально-психологической дезадаптации;
  • оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям «группы риска» и их родителям;
  • социальный патронаж неблагополучных семей;
  • организация и проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.

5. Оздоровительно-профилактическая работа

  • профилактика и коррекция здоровья;
  • проведение в школе праздников и вечеров здоровья;
  • проведение дней здоровья;
  • проведение спортивно-массовых мероприятий;
  • профилактические мероприятия в период каникул;
  • разработка мероприятий, способствующих формированию потребности следить за своим здоровьем.

Паспорт проекта

Этапы реализации проекта

поделиться в: