МУЗЕЙНАЯ КОМНАТА
Здравствуйте дорогие гости!
Мы рады Вас приветствовать в нашей музейной комнате посвященной подвигу Героя Советского Союза Ф.Т. Блохина
и боевому пути 18 гвардейского истребительного авиационного полка
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось?
Прошлое… Оно никогда не проходит бесследно. Особенно, если это прошлое – ВОЙНА. Что такое война? Много кто из нас скажет, что это – боль, страх, разрушение. Война – это не страницы школьного учебника по истории, это четыре года жизни, по сложности равные десятилетиям, это неуспокаивающая боль для тех, кто пережил её.
Память войны... Это потери и жертвы, героическая борьба не на жизнь, а на смерть, тяжелые дороги испытаний.
Пройдемся сегодня этими дорогами, которых нам нельзя забыть, чтобы почувствовать и счастье завоеванного мира, и радость великой Победы. Пусть оживут в памяти страницы славного прошлого.
Музейная комната в нашей школе была открыта 26 июня 2009 года. В ней собрано, более сорока экспонатов, посвященных боевому пути 18 гвардейского авиационного полка. Все они расположены на разных стендах:
-
Начало боевого пути
-
В небе Подмосковья
-
Нам дороги эти забывать нельзя
-
В небе Беларуси
-
В небесах мы летали одни
-
С миссией доброй воли
История 18-й гвардейского истребительного авиационного полка (в прошлом 6-й истребительный авиационный полк) коротка, но насыщена. Он сформировался в июне 1938 г. в г. Хабаровске и находился там до 6 июля 1941 г. В годы мирной учебы в его сплоченном боевом коллективе было воспитано свыше 100 летчиков, из которых 8 стали командирами авиационных дивизий и полков, 10 — командирами эскадрилий, 63 — заместителями командиров эскадрилий и командирами звеньев и 19 — военными комиссарами соединений и частей.
Уже в мирное время полк по праву считался одним из лучших в истребительной авиации. На всеармейских соревнованиях по стрельбе они заняли первое место и получили от Наркома обороны переходящий приз «За отличную огневую подготовку».
Через месяц после начала Великой Отечественной войны полк был отправлен на фронт под Новгород, откуда и начал свой боевой путь.
Командиром полка был подполковник Анатолий Емельянович Голубов, известный как первоклассный летчик-истребитель в воздушной армии, выполнявший самые сложные боевые задания и не знавший страха в бою
Я с французом дружил, не забыть наших встреч
Там, где Неман несёт свои воды.
Там французские лётчики в дождь и туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары.
Я, как и многие другие ученики, открыл для себя, что в борьбе за Победу вместе с советскими лётчиками плечо к плечу в небе боролась французская эскадрилья “Нормандия”.
Лётчики “Нормандии” были удивительными людьми. Они по зову сердца после позорной капитуляции Франции прилетели к нам, чтобы вместе бороться против общего врага. В числе первых в Советский Союз прибыло 14 летчиков. Группа технического состава насчитывала 58 человек.
Почти с первых дней эскадрильей “Нормандия” командовал один из популярнейших французских летчиков-истребителей майор Жан Луи Тюлян. Этот 35-летний офицер был потомственным авиатором. Ко времени прибытия в СССР на боевом его счету было 6 сбитых немецких самолетов.
Заместителем Тюляна был не менее опытный боевой летчик 32-летний капитан Альбер Литольф. В Советский Союз Литольф прибыл, имея на боевом счету 10 побед.
Кроме Литольфа сбитые самолеты на своем счету имели лейтенанты Лефевр, Альбер и Дюран — три неразлучных друга, которых называли 3 мушкетерами. В дальнейшем только эти три аса сбили в сумме более сорока немецких самолетов.
Альбер (капитан) являлся одной из наиболее видных фигур французских ВВС. В прошлом ученик-подмастерье, затем механик на заводах Рено, этот человек стал фанатиком авиации, воздушным асом. А начал он с того, что выкраивал из своего небольшого заработка деньги на оплату учебных летных часов на аэродроме под Парижем. Он очень быстро прославился.
Отличными летчиками считались Ролан де ля Пуап и Жозеф Риссо. Остальные летчики “Нормандии” также имели хорошую летную подготовку и боевой опыт, среди них было немало искусных мастеров высшего пилотажа.
На вооружение эскадрильи были даны самолеты Як-1, считавшиеся в то время одними из лучших самолетов-истребителей советского производства.
В летном почерке каждого французского летчика проявлялись черты его характера.
Луи Дельфино (из воспоминаний генерала Г. Н. Захарова) летал подчеркнуто строго. Все фигуры, все элементы полета выполнял безукоризненно четко, ровно. Никаких импровизаций. Выдержанность, академическая корректность пилотажа.
Исключительным хладнокровием и смелостью отличался Жак Андре. За год войны сбил 15 самолетов противника и стал четвертым (после Альбера, де ля Пуапа и Лефевра) французским летчиком, удостоенным звания Героя Советского Союза.
В составе нового пополнения в полк прибыли братья Шалль. Вдвоем они сбили около 20 самолетов противника. Шалль принадлежали к известной во Франции семье авиаторов. Старший из четырех братьев Шалль — бомбардировщик, погиб в авиационной катастрофе. Второй брат — генерал авиации, во время второй мировой войны стал активным участником движения Сопротивления, попал в руки гестапо. Его отправили в концлагерь Бухенвальд. Два младших брата — Рене и Морис — приехали в Россию, чтобы воевать с немцами в полку “Нормандия”.
Лейтенант Марки был лучшим мастером пилотажа в полку за весь период его существования. Не было самолета, который бы ему не подчинился, не было фигуры пилотажа, которую бы он не мог выполнить с безукоризненной четкостью и изяществом. Это был летчик экстракласса.
Внимание и доброта советских людей помогали французам легче переносить разлуку с родной Францией и заставляли забывать, что они находятся в чужой стране. И видимо, поэтому П. Пуйяд, ставший впоследствии командиром «Нормандии», писал: «Нам кажется, что мы не на чужбине, а у себя во Франции продолжаем борьбу, начатую в сентябре 1939 года».
Как известно, люди из разных стран ведут себе по-разному, по-разному воспринимают происходящие события и всю окружающую среду. Так и французкие пилоты получилм боевое воспитание, которое сильно отличалось от советского. Например, несмотря на то, что у французских лётчиков была великолепная техника пилотироавания, они несли большие потери в борьбе с нямецкими ассами. У них было принято воевать каждому за себя. Сбивши в бою самолёт противника, мог спокойно бросить поле боя, что они обычно и делали, бросая на произвол судьбы своих товарищей.В скором времени после совместных боевых действий были замечены измениния: французы начали привыкать и учиться поддерживать своих напарников. И вот однажды, при перелете на другой аэродром, самолёт капитана Де Сейна получил повреждение в моторе. Де Сейн должен был возвратиться на свой аэродром, где при опускании был ослеплен неизвестной жидкостью от разбитого прибора. После двух безуспешных попыток произвести посадку с помощью подсказок с земли по радио, ему была дана команда набраць высоту, а затем бросить самолёт на парашюте. Но Де Сейн исполнить этот приказ отказался, сказав: “Меня русские учили: сам погибай, но товарищу помогай”. Так как за его бронеспиной сидел механик. Капитан продолжал борьбу за жизнь, в глубине душе питая надежду посадить самолёт, но эта борьба закончилась гибелью французского лётчика Де Сейна и русского механика Владимира Белозуба.
Еще 1 из эпизодов, который произошел возле древнего города Смоленска. 4 наших самолёта смело вступили в бой с группой немецких “Юнкерсов”, которая состояла из 66-ти воздушных машин. Четверо против 66-ти! Невероятно! В этой четверке отважных боролся молодой лейтенант Пинчук. С первой атаки наших смельчаков пылали и падали на землю самаолёты противника. И вот в неравным бою, когда образовавшегося в неразберихе Пинчуку удолось приблизится к одному из “Юнкерсов”, в его при нажатии на рычаги выстрелов не последовало, он, не задумываясь, своей машиной протаранил “Юнкерса”. Тот начал разваливаться, но и Пинчуку пришлось бросить свой самолёт. При спуске его пытались расстрелять вражеские истребители, однако в это время к месту событий подоспели летчики с “Нормандии” и не дали фашистам завершить свое грязное дело.
«Это были тяжелые и суровые годы, и, может, тогда мы впервые так глубоко почувствовали, что такое братство, что такое дружба людей и целых народов. Тогда, в беде, мы особенно сильно усвоили, какая важная для нас, какая необходимая эта дружба. У ней была наша сила и наши надежды». (Иван Мележ)
И это только крупинка того героизма, который проявили наши деды и прадеды. И все подробности тех далёких дней мы могли не знать, если бы не помощь ветеранов ВОВ.
Один из них – Иван Андреевич Павлов, который боролся в составе 18 Гвардейского авиоционного полка. Павлов – часть истории полка, на примере которого мы можем увидеть и понять всю величину героизма тех событий. И так тяжело на сердце, когда представляешь, что всей этой жизни, всего вокруг, к чему мы так привыкли чем живём и дышим, да и нас самих могло б и не быть.
И сейчас, когда над нами чистое небо, когда мы живём в мирной стране, мы должны помнить о тех, кто боролся и оттдал свою жизнь за это счастье.
Помните!
Через века, через года —
Помните!
0 тех, кто уже
Не придет никогда, —Помните!
Дорогие гости! Вашему вниманию представлена экспозиция посвященная «нашему ГЕРОЮ», Герою Советского Союза Федору Тимофеевичу Блохину, чей доблестный поступок по спасению моста через р.Западная Двина позволил советским войскам продолжить успешное наступление и освободить город Витебск от немецко-фашистских захватчиков.
Бывалый фронтовик, он даже в самые тяжелые минуты войны не падал духом. А тут, сраженный страшной вестью о гибели в бою любимого сына Николая, поник головой.
Случилось это за несколько дней до начала наступления 39-й армии под Витебском. Безмерно было отцовское горе. Но не надломило оно воина, а наполнило его сердце еще большей решимостью все отдать для достижения полной победы над ненавистным врагом.
... Ночью 26 июня 875-й полк 158-й стрелковой дивизии вел уличные бои в центре Витебска. Майор Токарев вызвал к себе командира саперного взвода Федора Блохина и поставил перед ним новую боевую зада- чу. Взвод, состоявший из 12 человек, во главе со старшим сержантом Ф. Т. Блохиным просочился через вражеские боевые порядки и вышел к Западной Двине. В стороне смутно проступали очертания моста. Два моста в Витебске гитлеровцы взорвали, а этот сохранили на случай отхода своих частей. Он был заминирован и в любую минуту мог быть взорван.
Федор Блохин принимает решение спасти мост от уничтожения. Залог успеха — во внезапности нападения и решительности действий. Саперы по сигналу командира забрасывают гранатами траншеи противника и врываются на мост.
Завязавшийся бой переходит в рукопашную схватку. Старший сержант ударом ножа сразил гитлеровца, преградившего ему путь, и бросился к воде. Он перерезает провода, идущие к фугасам, и вместе с ефрейтором Михаилом Кузнецовым извлекает электродетонатор. Теперь можно перевести дыхание.
А к мосту уже подходят советские танки. Из опор моста саперы извлекают в общей сложности триста ящиков взрывчатки. Только теперь почувствовал Федор Тимофеевич всю меру опасности, которой подвергался он и его товарищи.
Пройдет время, и на перилах моста будет установлена мемориальная доска с надписью, увековечивающей подвиг, за который Федору Тимофеевичу Блохину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Федор Тимофеевич — почетный гражданин г. Витебска.