«ШКОЛА, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ»
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Не существует единого определения здоровья. Однако здоровье можно охарактеризовать как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Образ и условия жизни являются двумя важными факторами, влияющими на здоровье. Образ жизни включает в себя поведенческие привычки (пищевые привычки, физическая активность, употребление психоактивных веществ, сексуальное поведение). Люди, как правило, сами выбирают свой образ жизни. Условия жизни определяются окружающей средой и обществом, в котором люди живут и работают. Условия жизни изменить трудно, но можно попытаться улучшить. Образ жизни и условия жизни взаимосвязаны. Взаимодействие людей с окружающей их средой влияет на здоровье. Состояние здоровья зависит от личного поведения, качества социальных отношений, окружающей среды и условий жизни.
Такие учреждения образования как школа должны содействовать укреплению здоровья учащихся, способствовать формированию установок и мотивации на сохранение здоровья. Что значит содействие укреплению здоровья в условиях школы?
Содействие укреплению здоровья в условиях школы - это «любая деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья всего школьного сообщества»,это все действия по созданию здоровой школьной среды, школьной стратегии и учебного плана.
Школа, содействующая укреплению здоровья, имеет общешкольный подход к здоровью, стремится к здоровью и благополучию всех участников образовательного процесса с помощью системного и комплексного подхода и имеет школьный план или стратегию. Она ориентирована на конкретные действия; школьное сообщество, включающее учеников, преподавателей, не преподавательский состав и родителей, принимает активное участие в процессе принятия решений и осуществления деятельности. Она также направлена на наращивание потенциала по развитию знаний, навыков и заинтересованности всех членов школьного сообщества в укреплении здоровья, формированию установок и мотивации на сохранение здоровья.
Здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
- несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
- перегрузка учебных программ;
- ухудшение экологической обстановки;
- недостаточное или несбалансированное питание;
- стрессовые воздействия;
- распространение нездоровых привычек.
Необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности. Необходимо включить наряду с педагогической - медико-профилактическую деятельность. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы установки и мотивация на сохранение здоровья и позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Почему это так актуально? Образование и здоровье тесно связано:
- у здоровых детей выше вероятность того, что они будут более успешно учиться и чаще посещать школу;
- у детей, посещающих школу, больше возможностей иметь хорошее здоровье;
- обучающиеся, которые любят свою школу и привязаны к школе и значимым взрослым, реже практикуют поведение высокой степени риска и чаще добиваются успехов в образовании;
- образование играет важную роль в экономическом благополучии и качестве здоровья на более поздних этапах жизни;
- содействие здоровью школьного персонала может способствовать большему удовлетворению от работы и сокращению количества прогулов;
- активное содействие здоровью сотрудников школы будет способствовать тому, что они станут образцами для подражания в школе.
Таким образом, содействие укреплению здоровья в условиях школы может способствовать достижению образовательных, социальных и кадровых целей, а также оказывать влияние на здоровье всего школьного сообщества.
Что же необходимо для того, чтобы эффективно велась работа в этом направлении? Для этого необходимо ряд факторов:
- чувство причастности и вовлеченности со стороны учащихся, сотрудников школы и родителей к жизни школы;
- общешкольный подход к здоровью;
- социальная среда, способствующая открытым и честным отношениям в школьном сообществе;
- климат, создающий предпосылки для хороших социальных отношений между учащимися и высокой академической успеваемости;
- использование разнообразных видов и стратегий обучения, приводящих к различным стилям обучения, предоставляющим ту же самую информацию через различные каналы (например, учебные программы, внеурочная деятельность, внешкольные мероприятия);
- изучение вопросов здоровья в контексте жизни сообщества учащихся;
- на достижение конкретных результатов отведение 3-4 лет после становления школы, как школы, содействующей укреплению здоровья и применение эффективных профилактических мероприятий.
Целесообразно применять общешкольный подход к укреплению здоровья. Общешкольный подход - это систематический подход, ориентированный на конкретные действия и вовлекающий все школьное сообщество, для достижения позитивных результатов в сферах здоровья и образования.
Общешкольный подход к содействию укрепления здоровья можно разделить на следующие шесть компонентов:
- Стратегия школы в отношении сохранения и укрепления здоровья - четко отражена в официальных документах школы или прослеживаться в практической деятельности, способствующей сохранению и укреплению здоровья и благополучия. Стратегия является частью школьного плана.
- Школьное окружающая среда включает состояние школьных зданий, площадок и школьного двора.
- Школьная социальная среда - определяется качеством взаимоотношений школьных работников и учащихся, как между собой, так и друг с другом. На атмосферу в школе влияют также взаимоотношения с родителями и местными жителями.
- Обучение навыкам и умениям в отношении здоровья (ЗОЖ)
при помощи учебных программ или мероприятий учащиеся приобретают знания и овладевают навыками, позволяющими учащимся приобретать умения, формировать установку и мотивацию на сохранение здоровья, делать выбор в пользу ЗОЖ и благополучия, а также повышать академическую успеваемость.
- Связи с общественностью - это взаимоотношения между школой и семьями учащихся, а также школами и общественными объединениями, отдельными лицами. Консультирование и сотрудничество с заинтересованными лицами повышает эффективность работы школы, оказывает поддержку учащимся и школьным работникам в их деятельности.
- Службы здравоохранения, ответственные за сохранение и укрепление здоровья учащихся путем предоставления лечебно-профилактических услуг и сопровождение школьников (включая детей с особыми потребностями).
Шесть компонентов способствуют одновременно как улучшению здоровья, так и повышению уровня благополучия, они усиливают друг друга и будут содействовать большей эффективности действий в сохранении и укреплении здоровья.
Школа содействующая укреплению здоровья окажет положительное влияние на здоровье и уровень образования учащихся, на функционирование и имидж школы.
Проект «Школа – территория здоровья» реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» и предполагает создание единого профилактического пространства (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). В учреждении образования проект будет реализован посредством совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: Формирование у учащихся установок и мотивации на сохранение и укрепление здоровья, безопасности жизнидеятельности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья;
- Разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования через применение здоровьесберегающих технологий, оптимальную организацию режима работы школы, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни;
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья;
- Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий;
- Организация рационального питания;
- Развитие материально-технической базы с целью формирования установок в сфере здорового образа жизни у учащихся.
2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:
- обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
- нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск путей преодоления;
- организация рациональной системы питания учащихся;
- обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
- создание банка данных по заболеваемости обучающихся;
- анализ эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.
2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями:
- изучение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий, проведение семинаров, конференций;
- организация родительского всеобуча;
- проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.
3. Учебно-воспитательная работа:
- использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
- разработка валеологической тематики классных часов;
- организация работы спорт8ивных секций;
- организация работы факультативов по ЗОЖ .
4. Создание здорового воспитательного пространства:
- осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении;
- диагностика психологического климата в классном коллективе;
- профилактика социально-психологической дезадаптации;
- оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям «группы риска» и их родителям;
- социальный патронаж неблагополучных семей;
- организация и проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
5. Оздоровительно-профилактическая работа
- профилактика и коррекция здоровья;
- проведение в школе праздников и вечеров здоровья;
- проведение дней здоровья;
- проведение спортивно-массовых мероприятий;
- профилактические мероприятия в период каникул;
- разработка мероприятий, способствующих формированию потребности следить за своим здоровьем.