ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 декабря 2020 г. N 312

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

 

На основании пункта 2 статьи 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 - 2025 гг. (прилагается).

 

Министр                                                                          

                                                                                    И.В.Карпенко

 

 

 

 

 

                                                УТВЕРЖДЕНО

                                                   Постановление

                                                   Министерства образования

                                                   Республики Беларусь

                                                   31 декабря 2020 г. N 312

 

ПРОГРАММА

НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА 2021 - 2025 ГГ.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 - 2025 гг. (далее - Программа) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

2. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и содержит План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2021 - 2025 гг. согласно приложению.

3. В Программе используются основные термины в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

4. Целью Программы является создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося.

5. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

идеологическое обеспечение процесса воспитания;

оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся;

обновление содержания воспитания, оптимизация форм и методов воспитания с учетом новейших научных достижений в области воспитания и лучшего опыта воспитательной работы в учреждениях образования;

повышение воспитательного потенциала шестого школьного дня, учебных и факультативных занятий, дополнительного образования детей и молодежи;

информационное обеспечение воспитательной работы в учреждениях образования с учетом новейших достижений в области средств информатизации и информационных технологий.

7. Исполнителями Программы являются Министерство образования Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждения образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее - учреждения образования), общественные объединения "Белорусский республиканский союз молодежи" и "Белорусская республиканская пионерская организация" (далее - ОО "БРСМ", ОО "БРПО").

8. В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

9. Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся.

10. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами на данные цели, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

 

11. Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.

12. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

13. Основными направлениями воспитания обучающихся являются:

идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества, является основой содержания воспитания и направлено на формирование знаний основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование информационной культуры;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции и патриотизма;

духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;

поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся умения жить в поликультурном мире;

экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, навыков рационального природопользования и защиты окружающей среды;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, направленное на формирование безопасного поведения обучающихся в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни, навыков здорового образа жизни, на осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

воспитание психологической культуры, направленное на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, ее творческого потенциала и ресурсных возможностей; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;

правовое воспитание, направленное на формирование правовой культуры, законопослушного поведения, понимания обучающимся ответственности за противоправные действия;

семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к браку, семье, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности, понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

 

ГЛАВА 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

14. Реализация Программы направлена на воспитание целостной, ответственной, нравственно зрелой личности, способной адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям.

15. В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:

 

Идеологическое воспитание:

 

информированность обучающихся по актуальным вопросам социально-экономического развития, внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

уважительное отношение обучающихся к государственным символам Республики Беларусь (герб, флаг, гимн), символике учреждения образования;

информированность обучающихся об основных законодательных актах Республики Беларусь, знание основных положений Конституции Республики Беларусь, готовность следовать им в повседневной жизни;

сформированность лидерских качеств и социальной активности обучающихся;

знание обучающимися истории своего учреждения образования, осведомленность о лучших, знаменитых выпускниках;

участие обучающихся в мероприятиях, посвященных общественно значимым событиям в стране, популяризации идей и целей устойчивого развития, приобретение опыта участия в общественной жизни.

 

Гражданское и патриотическое воспитание:

 

осведомленность обучающихся о государственных праздниках Республики Беларусь, их участие в мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам, юбилейным и памятным датам страны;

активное участие обучающихся в мероприятиях гражданско-патриотической, историко-краеведческой, военно-патриотической направленностей, приобретение ими опыта выражения своей гражданской позиции;

приобщение обучающихся к национальным традициям, культурно-историческому наследию белорусского народа;

вовлеченность обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;

осознание обучающимися ответственности за судьбу страны, гордости за сопричастность к деяниям своих предков, формирование ценностного отношения к Родине, понимание важности сохранения исторической памяти (особенно о событиях Великой Отечественной войны, жертвах и героизме соотечественников);

рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, формирование у обучающихся активной жизненной позиции.

 

Воспитание информационной культуры:

 

наличие у обучающихся знаний об основах информационной безопасности, рисках, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию;

сформированность у обучающихся умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт.

 

Духовно-нравственное воспитание:

 

готовность и стремление обучающихся к нравственному самосовершенствованию, наличие представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

осознание обучающимися общечеловеческих ценностей, формирование нравственных идеалов, ориентиров, готовность руководствоваться ими в практической деятельности;

вовлеченность обучающихся в волонтерскую и благотворительную деятельность;

активное участие обучающихся в акциях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности.

 

Поликультурное воспитание:

 

сформированность у обучающихся позитивного отношения к представителям других культур, религий; навыков межкультурного взаимодействия и диалога;

наличие представлений о миролюбии, толерантности, многообразии народов и культур;

участие обучающихся в международных проектах, конкурсах, фестивалях и др.

 

Экологическое воспитание:

 

сформированность у обучающихся экологического мировоззрения, социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды, экологически грамотного поведения;

сформированность у обучающихся ценностей устойчивого развития, умений и навыков исследовательской деятельности в сфере экологии, участие обучающихся в экологических акциях, проектах;

осознание обучающимися необходимости ответственного отношения к природе, вовлеченность в природоохранную деятельность;

осведомленность обучающихся о бытовых отходах и их разделении, участие в реализации социальных инициатив по пропаганде и популяризации раздельного сбора отходов и других материальных ресурсов среди населения;

наличие у обучающихся представлений о возрождении и развитии пострадавших территорий, информированность в области радиобиологии и радиоэкологии.

 

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни:

 

наличие у обучающихся представлений о правилах безопасной жизнедеятельности и действий в условиях чрезвычайных ситуаций, практического опыта применения усвоенных знаний;

сформированность у обучающихся ценностного отношения к здоровью, знаний о способах сохранения и укрепления здоровья;

активное участие обучающихся в спортивных объединениях по интересам и секциях;

сформированность у обучающихся культуры питания, труда и отдыха.

 

Воспитание психологической культуры:

 

сформированность психологической культуры обучающихся;

наличие у обучающихся стремлений к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие эмоционально-ценностной сферы личности, реализация творческого потенциала обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

сформированность умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности;

повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей обучающихся.

 

Правовое воспитание:

 

сформированность правовой культуры обучающихся;

участие обучающихся в акциях и мероприятиях по правовому воспитанию;

вовлечение обучающихся в деятельность молодежного правоохранительного движения;

снижение количества правонарушений, совершенных обучающимися.

 

Семейное и гендерное воспитание:

 

сформированность семейных ценностей, готовности обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;

сформированность ответственного отношения к браку, семье, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

усвоение обучающимися знаний о сущности и содержании понятий "гендер", "гендерные стереотипы", "гендерные роли";

сформированность понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству;

сформированность недискриминационного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.

 

Экономическое, трудовое и профессиональное воспитание:

 

сформированность экономической культуры обучающихся, наличие качеств трудолюбия, бережливости, ответственности, самостоятельности, предприимчивости, организаторских навыков опыта экономических отношений;

сформированность культуры трудовой деятельности в современных условиях, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха, развитость у обучающихся трудовых умений и навыков;

понимание обучающимися пользы труда, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности, наличие потребности в трудовой деятельности;

сформированность профессиональной культуры обучающихся, готовности и стремления к осознанному профессиональному выбору;

сформированность представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях.

 

Эстетическое воспитание:

 

приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной художественной культуры, ценностное отношение к художественному творчеству, историко-культурным ценностям своей страны;

сформированность у обучающихся эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде;

реализация творческого потенциала обучающихся в различных видах художественного творчества.

 

Воспитание культуры быта и досуга:

 

сформированность у обучающихся осознанной потребности в культурно-досуговой деятельности;

сформированность у обучающихся культуры проведения свободного времени, умений направлять свою досуговую деятельность на достижение личностно и общественно значимых целей;

наличие навыков рациональной организации быта и содержательного проведения свободного времени.

поделиться в: