ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 декабря 2020 г. N 312
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
На основании пункта 2 статьи 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 - 2025 гг. (прилагается).
Министр |
И.В.Карпенко |
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
31 декабря 2020 г. N 312
ПРОГРАММА
НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА 2021 - 2025 ГГ.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 - 2025 гг. (далее - Программа) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
2. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и содержит План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2021 - 2025 гг. согласно приложению.
3. В Программе используются основные термины в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
4. Целью Программы является создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося.
5. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
идеологическое обеспечение процесса воспитания;
оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся;
обновление содержания воспитания, оптимизация форм и методов воспитания с учетом новейших научных достижений в области воспитания и лучшего опыта воспитательной работы в учреждениях образования;
повышение воспитательного потенциала шестого школьного дня, учебных и факультативных занятий, дополнительного образования детей и молодежи;
информационное обеспечение воспитательной работы в учреждениях образования с учетом новейших достижений в области средств информатизации и информационных технологий.
7. Исполнителями Программы являются Министерство образования Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждения образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее - учреждения образования), общественные объединения "Белорусский республиканский союз молодежи" и "Белорусская республиканская пионерская организация" (далее - ОО "БРСМ", ОО "БРПО").
8. В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
9. Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся.
10. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами на данные цели, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
11. Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.
12. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
13. Основными направлениями воспитания обучающихся являются:
идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества, является основой содержания воспитания и направлено на формирование знаний основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование информационной культуры;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции и патриотизма;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;
поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся умения жить в поликультурном мире;
экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, навыков рационального природопользования и защиты окружающей среды;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, направленное на формирование безопасного поведения обучающихся в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни, навыков здорового образа жизни, на осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
воспитание психологической культуры, направленное на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, ее творческого потенциала и ресурсных возможностей; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;
правовое воспитание, направленное на формирование правовой культуры, законопослушного поведения, понимания обучающимся ответственности за противоправные действия;
семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к браку, семье, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности, понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
ГЛАВА 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
14. Реализация Программы направлена на воспитание целостной, ответственной, нравственно зрелой личности, способной адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям.
15. В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:
Идеологическое воспитание:
информированность обучающихся по актуальным вопросам социально-экономического развития, внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
уважительное отношение обучающихся к государственным символам Республики Беларусь (герб, флаг, гимн), символике учреждения образования;
информированность обучающихся об основных законодательных актах Республики Беларусь, знание основных положений Конституции Республики Беларусь, готовность следовать им в повседневной жизни;
сформированность лидерских качеств и социальной активности обучающихся;
знание обучающимися истории своего учреждения образования, осведомленность о лучших, знаменитых выпускниках;
участие обучающихся в мероприятиях, посвященных общественно значимым событиям в стране, популяризации идей и целей устойчивого развития, приобретение опыта участия в общественной жизни.
Гражданское и патриотическое воспитание:
осведомленность обучающихся о государственных праздниках Республики Беларусь, их участие в мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам, юбилейным и памятным датам страны;
активное участие обучающихся в мероприятиях гражданско-патриотической, историко-краеведческой, военно-патриотической направленностей, приобретение ими опыта выражения своей гражданской позиции;
приобщение обучающихся к национальным традициям, культурно-историческому наследию белорусского народа;
вовлеченность обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
осознание обучающимися ответственности за судьбу страны, гордости за сопричастность к деяниям своих предков, формирование ценностного отношения к Родине, понимание важности сохранения исторической памяти (особенно о событиях Великой Отечественной войны, жертвах и героизме соотечественников);
рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
Воспитание информационной культуры:
наличие у обучающихся знаний об основах информационной безопасности, рисках, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию;
сформированность у обучающихся умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт.
Духовно-нравственное воспитание:
готовность и стремление обучающихся к нравственному самосовершенствованию, наличие представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
осознание обучающимися общечеловеческих ценностей, формирование нравственных идеалов, ориентиров, готовность руководствоваться ими в практической деятельности;
вовлеченность обучающихся в волонтерскую и благотворительную деятельность;
активное участие обучающихся в акциях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности.
Поликультурное воспитание:
сформированность у обучающихся позитивного отношения к представителям других культур, религий; навыков межкультурного взаимодействия и диалога;
наличие представлений о миролюбии, толерантности, многообразии народов и культур;
участие обучающихся в международных проектах, конкурсах, фестивалях и др.
Экологическое воспитание:
сформированность у обучающихся экологического мировоззрения, социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды, экологически грамотного поведения;
сформированность у обучающихся ценностей устойчивого развития, умений и навыков исследовательской деятельности в сфере экологии, участие обучающихся в экологических акциях, проектах;
осознание обучающимися необходимости ответственного отношения к природе, вовлеченность в природоохранную деятельность;
осведомленность обучающихся о бытовых отходах и их разделении, участие в реализации социальных инициатив по пропаганде и популяризации раздельного сбора отходов и других материальных ресурсов среди населения;
наличие у обучающихся представлений о возрождении и развитии пострадавших территорий, информированность в области радиобиологии и радиоэкологии.
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни:
наличие у обучающихся представлений о правилах безопасной жизнедеятельности и действий в условиях чрезвычайных ситуаций, практического опыта применения усвоенных знаний;
сформированность у обучающихся ценностного отношения к здоровью, знаний о способах сохранения и укрепления здоровья;
активное участие обучающихся в спортивных объединениях по интересам и секциях;
сформированность у обучающихся культуры питания, труда и отдыха.
Воспитание психологической культуры:
сформированность психологической культуры обучающихся;
наличие у обучающихся стремлений к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие эмоционально-ценностной сферы личности, реализация творческого потенциала обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;
сформированность умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности;
повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Правовое воспитание:
сформированность правовой культуры обучающихся;
участие обучающихся в акциях и мероприятиях по правовому воспитанию;
вовлечение обучающихся в деятельность молодежного правоохранительного движения;
снижение количества правонарушений, совершенных обучающимися.
Семейное и гендерное воспитание:
сформированность семейных ценностей, готовности обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;
сформированность ответственного отношения к браку, семье, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
усвоение обучающимися знаний о сущности и содержании понятий "гендер", "гендерные стереотипы", "гендерные роли";
сформированность понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству;
сформированность недискриминационного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.
Экономическое, трудовое и профессиональное воспитание:
сформированность экономической культуры обучающихся, наличие качеств трудолюбия, бережливости, ответственности, самостоятельности, предприимчивости, организаторских навыков опыта экономических отношений;
сформированность культуры трудовой деятельности в современных условиях, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха, развитость у обучающихся трудовых умений и навыков;
понимание обучающимися пользы труда, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности, наличие потребности в трудовой деятельности;
сформированность профессиональной культуры обучающихся, готовности и стремления к осознанному профессиональному выбору;
сформированность представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях.
Эстетическое воспитание:
приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной художественной культуры, ценностное отношение к художественному творчеству, историко-культурным ценностям своей страны;
сформированность у обучающихся эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде;
реализация творческого потенциала обучающихся в различных видах художественного творчества.
Воспитание культуры быта и досуга:
сформированность у обучающихся осознанной потребности в культурно-досуговой деятельности;
сформированность у обучающихся культуры проведения свободного времени, умений направлять свою досуговую деятельность на достижение личностно и общественно значимых целей;
наличие навыков рациональной организации быта и содержательного проведения свободного времени.